
Стоит отметить, что субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные гарантии реализации прав граждан в сфере оказания бесплатной юрпомощи, в том числе путем расширения перечня категорий лиц, имеющих право на ее получение (ч. 4 ст. 3 Закона № 324-ФЗ). Ирина Рукавишникова отметила, что соответствующий перечень не дополнен только в девяти регионах, в частности в Карачево-Черкесской Республике, Приморском крае, Амурской области. Заметим также, что многие эксперты указали на целесообразность расширения гарантий и на федеральном уровне путем принятия поправок, предусмотренных законопроектами об освобождении всех получателей бесплатной юрпомощи от уплаты госпошлины за оформление нотариальной доверенности, о предоставлении права на такого рода помощь безработным лицам предпенсионного возраста и участникам долевого строительства, чьи права нарушены, при условии их включения в реестр пострадавших граждан.
В 61 субъекте РФ, согласно данным Минюста России, представленным в рамках круглого стола, бесплатная юридическая помощь оказывается в основном адвокатами. Лишь в 15 регионах основными участниками государственной системы оказания такой помощи являются одновременно и адвокаты, и государственные юридические бюро. А еще в 9 субъектах РФ функционируют преимущественно бюро, а адвокатура в системе не участвует. Заметим, что на оказание бесплатной юрпомощи во всех субъектах РФ уполномочены также государственные органы исполнительной власти и органы управления государственных внебюджетных фондов (ст. 15 Закона № 324-ФЗ), но они принимают в системе незначительное участие.
В тех регионах, где бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы оказывается и бюро, и адвокатами, по словам аудитора Счетной палаты РФ Татьяны Блиновой, граждане чаще обращаются в госбюро. По ее мнению, необходимо стимулировать субъекты РФ создавать такие организации. Напомним, что создаются государственные юридические бюро на основании региональных законов (ч. 1 ст. 17 Закона № 324-ФЗ). Эксперт отметила, что каждый четвертый гражданин РФ имеет право на получение бесплатной юрпомощи. При этом каждый третий из числа тех, кто таким правом обладает, включен в соответствующий перечень на основании регионального нормативно-правового регулирования.
В каких случаях государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование граждан? Узнайте ответ в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
У адвокатов, как уже отмечалось, существуют трудности с представлением отчетности об оказании гражданам бесплатной юридической помощи. Директор департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России Александра Дронова пояснила, что адвокаты часто просто не тратят время на оформление документов, необходимых для получения оплаты за оказанные ими услуги, учитывая низкий размер соответствующего вознаграждения и сложные формы отчетности. Напомним, что система оказания бесплатной юрпомощи предполагает оплату труда адвокатов, действующих в ее рамках, за счет средств бюджетов субъектов РФ (ч. 2 ст. 29 Закона № 324-ФЗ). Член Общественной палаты Костромской области, адвокат Михаил Шлячков подчеркнул, что на практике адвокаты принимают всех нуждающихся граждан соответствующих категорий, но оплату за это в итоге не получают. Он считает, что порядок предоставления отечности для оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, следует реформировать. А именно, вознаграждение должно выплачиваться в виде фиксированной суммы за сам факт участия в оказании такого рода услуг без необходимости при этом указания сведений о каждом из обратившихся к адвокату граждан. Напомним, что размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юрпомощь в рамках соответствующей государственной системы, и компенсации их расходов определяются законами и иными НПА субъектов РФ (ч. 10 ст. 18 Закона № 324-ФЗ). А формы отчетности утверждены приказом Минюста России от 12 ноября 2012 г. № 206 «Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации«. Отметим также, что Минюст России весной прошлого года в некоторой степени все же оптимизировал порядок представления адвокатской отчетности.
По словам заместителя губернатора Вологодской области, полномочного представителя губернатора и Правительства области в Законодательном Собрании области Эдуарда Зайнака, с одной стороны, спрос на бесплатную юридическую помощь высокий, а с другой стороны, уровень осведомленности населения о возможностях ее получения низкий. Необходимо, по его мнению, больше внимания уделять правовому просвещению граждан, в том числе с помощью Интернета. В Вологодской области, например, создан официальный сайт правовой информации, на котором размещены сведения о возможностях получения гражданами бесплатной юридической помощи.
Директор правового департамента администрации губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Игорь Андреечев считает целесообразным разработать на федеральном уровне методические рекомендации для субъектов РФ по правовому просвещению граждан. Проблема, пояснил он, заключается в том, что на регионы возлагается задача информирования граждан об их правах в том числе в сфере оказания бесплатной юрпомощи, но при этом методика такой работы не определена. Получается, что уполномоченным органам субъектов РФ необходимо самостоятельно вырабатывать ее. А ресурсов, в первую очередь кадровых, для этого не хватает.
К числу наиболее эффективных форм распространения информации о бесплатной юрпомощи среди населения, согласно проекту рекомендаций по итогам круглого стола [текст проекта имеется в распоряжении ГАРАНТ.РУ], относятся:
создание тематических разделов и баннеров с информацией о бесплатной юридической помощи на официальных интернет-порталах субъектов РФ, сайтах региональных госорганов, органов местного самоуправления, территориальных отделений государственных внебюджетных фондов;
формирование специализированных интернет-ресурсов;
создание на официальных сайтах уполномоченных органов и организаций интерактивных карт, отображающих сведения об адресах и компетенции субъектов, оказывающих бесплатную юрпомощь;
размещение информации на сайтах и в помещениях МФЦ;
распространение информации с помощью соцсетей.
Но информирование может осуществляться не только в рамках интернет-пространства. Так, согласно позиции ФНП, представившей на круглый стол свои предложения по совершенствованию регулирования и практики в сфере оказания бесплатной юридической помощи, следует усилить централизацию организации в субъектах РФ теле-передач, направленных на правовое просвещение граждан, финансировать печатные региональные СМИ, разъясняющие гражданам их права и обязанности, распространить во всех регионах практику проведения совместных правовых площадок с участием представителей нотариата, адвокатуры, социальных служб и т. д.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1259404/#ixzz5ftwQM4bU